Международный день кукольника (21 марта)
«Я в кукольном театре. Предо мной,
Как тени от качающихся веток,
Исполненные прелестью двойной,
Меняются толпы марионеток…»
История праздника
Кукольный театр, это миниатюрное чудо, мирок, поражающий воображение, как взрослых, так и малышей буйством красок и разнообразием инсценируемых сюжетов, затрагивает нотки восторга в душе каждого человека. А если последний принимает непосредственное участие в жизни кукол, они звучат по-особому.
Первое празднование всемирной даты 21 марта произошло на следующий же год после учреждения Международного дня кукольника. И по сей день призыв Маргареты Никулеску остается в силе.
Думаю, многие согласятся с тем, что в фигурке, созданной по подобию человека, заключена некая магическая сила, - будто тот, кто корпел над безмолвным творением, вложил в него частицу собственной души, эмоций, желаний…
Вспомните африканские куклы Вуду, при помощи которых и сегодня на неугодного субъекта колдуны накладывают заклятье, наводят порчу, или Музей восковых фигур. Это идет из древности. Еще первобытные племена, поклоняясь определенному тотемному животному, хранящему, как считалось, всех и каждого в общине и роду, проводили специальные обряды, ритуальные пляски и со своеобразными молитвами метали в изображающее его чучело острые копья. Люди полагали, что божественный зверь наградит их везением.
Жительницы Египта мастерили глиняных кукол, олицетворяющих богов, в частности верховного правителя Осириса. Не обошел кукольный бум и Русь-матушку. На российских просторах оригинальные фигурки использовались в качестве мощного средства защиты от негатива.
Куклы играли важную роль в жизни людей того времени. У каждого человека в доме имелось хотя бы несколько рукотворных созданий, радующих глаз, вселяющих чувство защищенности либо просто скрашивающих досуг детей.
Позже какому-то гению пришла в голову потрясающая мысль разыгрывать небольшие сценки с участием миниатюрных неодушевленных фигурок.
Для них шили костюмы, придумывали различные способы управления искусственными конечностями. Так появились куклы, «умеющие» двигать руками, ногами, головой при помощи специальных ремней или нитей – прототипы сегодняшних марионеток, что стало предпосылкой к возникновению первых кукольных мини-театров.
Родиной этой забавы историки называют Древний Рим. Всего существовало два способа демонстрации публике кукольного мира: посредством ящика с перегородкой посередине и отсутствующей передней планкой, и короба с проделанными в верхней или нижней стенке отверстиями, «выпускающими» на волю персонажей инсценировки. Первый вид пользовался популярностью преимущественно в домашних условиях для семейных развлечений, второй являлся средством заработка бродячих кукольников. Впрочем, последние нередко обходились тем, что вместо готового мини-театра использовали для показа представлений обычную ткань, натянутую между деревянными столбами.
В арсенале у кукловодов было великое множество кукол. А знаменитые марионетки даже применялись христианами в качестве героев сценок на тему нравственности и морали. Об этом говорит само название данного вида кукол: «марионетка» означает «кукла Мария», названная так в честь Девы Марии, образ которой был также воплощен в фигурке на ниточках.
Постепенно тематика христианских пьес поменяла свой характер, окончательно превратившись в спектакли, откровенно высмеивающие человеческие недостатки, а не просто порицающие их. Жанр комедии был явно чужд обстановке храма, в результате кукольники со своими куклами оказались в списке запрещенных забав. Но это не остановило артистов.