А как на счёт философского взгляда на этот вопрос?
Ваши Отзывы на эту статью. Ваше мнение.
Очень часто духовные люди говорят о безразли¬чии, отдавая ему предпочтение; при этом многие из числа не достигших этой стадии начинают задаваться вопросом: что предпочтительнее — интерес или без¬различие? Люди очень часто теряют интерес, пото¬му что думают, что безразличие, в принципе, лучше всего. Но на самом деле следует изучить, что дости¬гается интересом и что осуществляется безразличи¬ем. Интересом достигается все, что есть, а безраз¬личием все, что есть, должно быть утрачено, и надлежит вначале понять для себя, хотите вы при¬обрести или потерять. Если человек ревностно стре¬мится приобрести, то он должен иметь интерес, но, если он чувствует облегчение, потеряв, ему надлежит иметь безразличие. Иными словами, либо держите свои монеты запертыми в сейфе, или же выбросите их и чувствуйте себя легко. И то и другое хорошо — все зависит от нашего желания.
Интерес можно разделить на четыре категории. Вначале идет интерес к самому себе. Если человек ничем и никем не интересуется, то он, конечно же, интересуется собой. Никто не лишен любви. Когда человек хвастает: «Я никого не люблю», вы можете
быть уверены, что он любит себя. Любовь должна где-то найти применение — она может с тем же ус¬пехом быть направлена на себя самого.
Потом есть интерес к другим людям. Он имеет иной характер, поскольку по большей части опира¬ется на самопожертвование.
Третий интерес — к науке, или искусству, или же обретению материального объекта, богатства, власти или собственности. Такой интерес направлен уже не к личности, это интерес к тому, что надлежит по¬лучить. Он также требует жертв.
Четвертый интерес — к духовному. Он снова об¬ращает интерес человека к самому себе, но это уже высший интерес. Первый интерес к себе — более низкий эгоизм, второй — эгоизм высшего уровня. Если обратиться к безразличию, то его можно так¬же подразделить на четыре класса. Первым будет безразличие к себе. Когда человек говорит: «Мне все равно, ем я, или нет, или как я выгляжу. Мне все равно, что скажут люди. У меня нет интереса к себе. У меня совсем другие мысли», — это один вид без¬различия.
Вторая разновидность безразличия — к человеку или к людям. Вам все равно, живы они или умрут, вам все равно, что с ними случится, вам все равно, любят они вас или ненавидят. Какая разница! Вам все равно, получите вы от них выгоду или нет. Сча¬стливы они или несчастны — все равно.
Третий аспект безразличия выражается словами: «Какая мне разница, богатый я или бедный, высо¬кое мое положение или низкое, получу ли я что-нибудь в этом мире. Я совершенно безразличен к
этому».
Четвертый вид безразличия: «Какое имеет значе¬ние, молюсь я или не молюсь. Кто знает, хорошо будет потом или плохо? Примут меня в раю или нет — не имеет значения!»
Запомните, у каждого из тех, кого мы наблюда¬ем в повседневной жизни, есть тот или иной инте¬рес или безразличие — безразличие к этим четырем вещам или интерес к четырем аспектам, о которых мы упоминали.
Возникает вопрос, что желательно и что нежела¬тельно. Все, что естественно — желательно, все, что неестественно — нежелательно. Когда вы интере¬суетесь чем-то и говорите: «Я не хочу интересовать¬ся этим. Несмотря на то что я захвачен этим, меня тянет к этому, я искушаюсь этим, привлекаюсь им, мне не нравится, что у меня есть к этому интерес», — тогда это неправильно. Когда человек чувствует, что должен следить за собой, должен питаться, оде¬ваться, выглядеть как можно лучше и жить как можно лучше, если есть такая склонность, то гово¬рить: «Но, в принципе, это не хорошо», и после это¬го не обращать на себя внимания — неправильно. Когда человек говорит: «Все земные вещи не важ¬ны, не имеют никакого значения в сравнении с ду¬ховным принципом, мы должны не обращать на них внимания, мы должны думать по-другому», — и все же его привлекают земные вещи, он внутренне же¬лает их, ему не следует так говорить. Его интерес преобладает над безразличием. Человек должен раз¬виваться естественно. Он не должен думать: «По¬скольку гораздо лучше не иметь интереса, быть без¬различным ко всему на свете, я должен потерять интерес». Это неправильно, но, если человек по при¬роде безразличен, он вполне может оставаться без¬различным. Даже если весь мир скажет: «Ты без¬различен», — не имеет значения. Такой человек говорит: «Ваше мнение мне тоже безразлично».
Люди часто говорят: «Под безразличием я имею в виду философию». Йоги, аскеты, адепты, мисти¬ки говорят, что безразличие дает великую силу, но хочу добавить, что и интерес также дает великую
Алхимия счастья
силу. Все проявленное есть феномен интереса. Все, что мы видим в этом мире: искусство и науку, но¬вые изобретения, красивые вещи, красивые дома — весь этот мир, который создал человек, откуда он взялся? Он появился силой интереса. Сила интереса стоит за ним, именно такая сила позволила челове¬ку сотворить все это.
Далее, именно интересом Творца создано это тво¬рение. Даже Творец не смог бы его создать, если бы не было интереса, именно сила интереса Творца про¬извела его. Все творение, все и каждый в нем явля¬ются произведением интереса Творца — Творца как Духа, или как человека, или как любого живого существа. Так что именно из интереса птица строит гнездо, так же и из интереса человек делает все то, что он делает. Представьте, если бы у человека не было такой способности испытывать интерес, то мир никогда не эволюционировал бы.
Поэтому тайна проявления и тайна эволюции кроются в интересе. Но в то же самое время я не отрицаю силу безразличия. Сила безразличия боль¬ше, если безразличие неискусственное. Когда чело¬век следует принципу безразличия, рассуждая так: «Это хороший принцип», тогда в нем нет доброде¬тели. Кроме того, в нем нет и силы, ведь человек — пленник: с одной стороны, он притягивается ин¬тересом, с другой — он хочет показать безразличие. Поэтому это неверно с его стороны, он ничего не совершает силой интереса и не получает тех преиму¬ществ, которые мог бы извлечь из безразличия.
Теперь я хочу объяснить, почему с точки зрения метафизики сила безразличия больше, чем сила ин¬тереса. Потому что мотив обладает силой и мотив ограничивает силу. Человек с рождения наделен го¬раздо большей силой, чем он вообще может пред¬ставить, и именно мотив, любой мотив, каждый мотив, ограничивает эту его силу. И все же именномотив дает человеку силу достичь своей цели; если бы не было мотива, то не было бы сил ее достичь. Но если сравнить изначальную силу человека с той силой, которую он черпает из мотива, окажется, что это все равно что сравнивать океан и одну каплю. Мотив дает силу, сравнимую с каплей. Без мотива сила души подобна океану, но в то же время этот океан силы не имеет применения. Если сила присут¬ствует без мотивации, то она не применяется целе¬направленно; лишь только вы хотите применить ее для какой-либо цели, ее становится меньше.
Безразличие автоматически снимает такое ограни¬чение. Когда есть безразличие, ограничение снима¬ется, оно разрушается и сила бессознательно увели¬чивается. Даже и в мирских вещах вы видите, что есть люди, которые гоняются за деньгами, и есть люди, за которыми деньги сами гоняются. Я не хочу сказать, что это духовные люди, порой они и сами не знают этого. Некоторые люди являются по¬клонниками красоты, а есть люди, перед которыми преклоняется красота. Есть некоторые, желающие удержать власть, любую власть, пусть самую малую, какая им попадется, и есть другие, на которых власть изливается, но они не хотят ее. У нас так много примеров в этом мире, чтобы понять, как час¬то интерес офаничивает силу человека и как безраз¬личие увеличивает ее. Но в то же время не следует практиковать безразличие, пока оно естественным образом не произрастет из вашего сердца.
Есть в индийском языке одно изречение: «Инте¬рес творит королей, но безразличие творит им¬ператоров». Есть также история об одном великом мудреце, жившем неподалеку от Дели. Однажды им¬ператор Акбар, услышав его имя, захотел посетить его и засвидетельствовать свое почтение. Мудрец сидел на камне, ноги его были вытянуты, а руки сложены. Вместе с императором там был его мудрый
Алхимия счастья
премьер-министр по имени Бирбал. Премьер-мини¬стру не понравилось, как мудрец принял императо¬ра, потому что мудрец знал, что это император, и все же оставался сидеть в прежней позе. Итак, Бирбал спросил мудреца: «Сколько ты уже сидишь таким образом?» Ему хотелось как-то сгладить эту ситуа¬цию перед императором. Если мудрец привык сидеть таким образом, быть может, именно поэтому он и сидел так. Что же ответил мудрец? «Да с тех самых пор, как убрал руки». Это означало, что, когда ему нужно было что-то взять, он вставал. Поскольку руки были сложены, ноги были вытянуты — это не имело значения. Король пришел или император — не имело значения. Иными словами: «Пока мне было интересно, мои ноги были в порядке, с тех пор как интереса у меня нет, я сижу так, как мне нравит¬ся». Кто угодно может прийти к мудрецу, невзирая на то, что он собой представляет. Вот безразличие мудрецов.
Как приходит такое безразличие к мудрецам и как его практиковать? Рано или поздно наступает в жизни человека такой день, когда он не думает боль¬ше о себе: как он ест, как он одет, как он живет, как к нему относятся, любят его или ненавидят. Уходит любая мысль, относящаяся к самому себе. Приходит такое время, и это благословенный день. В такой день душа его начинает жить самостоятель¬но, жить более свободно, чем когда-либо. Пока че¬ловек привязан к мысли «Ко мне плохо или не¬правильно относятся, меня не любят, я не нравлюсь людям, они обращаются ко мне несправедливо, не так, как я того заслуживаю» — он беден. Каким бы ни было его положение, он беден, а в тот самый мо¬мент, когда он начинает забывать об этом, его сила возрастает.
С мирской точки зрения бывает, что человек сле¬дит за собой, осознает себя, думает о себе, занят собой. Можно видеть хорошие качества такого че¬ловека, можно видеть в нем что-то хорошее, но в то же время только этим и можно восхищаться. Есть другой человек, который отказался от мыслей о себе. Вы не можете не уважать его. Уважение приходит само собой, как только человек отказался от мыс¬лей о себе. Когда кто-то потерял интерес к тому, чтобы удерживать других, владеть чем бы то ни бы¬ло, тогда его очарование столь велико, что и без удержания и обладания все принадлежит ему. Мож¬но почувствовать, что такая личность выше средне¬го уровня в мире.
С точки зрения мудрецов на самом деле никто не принадлежит самому себе. На Востоке говорят, что, когда родители думают, будто их дети — их соб¬ственные, это вызывает неудовольствие Бога. Бог недоволен идеей владения, идеей «Я владею этим». Все — творения Бога; Он сотворил, а судьба вызва¬ла ситуации, в которых мы связаны с другими как родители, как хозяин, как слуга, как друг — како¬вы бы ни были отношения. Когда мы считаем, что мы обладаем другими, владеем ими, держим их, Бог недоволен, поэтому недовольны и люди. Человек подходит к стадии, когда он не владеет, не обладает ничем и никем. Это тоже стадия безразличия.
Потом человек достигает стадии такого безраз¬личия, когда даже все ранги, положения, почести и власть не имеют большого значения, потому что это ложные требования. Для того чтобы занять со¬ответствующее положение, для того чтобы удержать какой-то ранг, человеку приходится лишить дру¬гих этого положения или ранга, а когда он достиг стадии, при которой положение или ранг не име¬ют значения, он достиг более высокой стадии. А потом человек достигает стадии, когда даже рай больше не привлекает его, — что бы ни было в потустороннем мире, он это увидит, он встретится
с этим — вот тогда его воззрение становится воз¬зрением мудреца, мастера.
Теперь возникает вопрос: как можно научиться безразличию? Изучая интерес. Если вы не научитесь интересу в своей жизни, вы не сможете научиться безразличию. Человек, рожденный без какого бы то ни было интереса в жизни, просто идиот. Ребенок, который не держит игрушку, которая у него в руке, не удерживает ее — не подает надежды на развитие. Для ребенка естественно держать игрушку и заяв¬лять, что это его собственная вещь. Это первый урок, который он выучивает таким образом. Это нормально, когда ребенок защищает свою игрушку и говорит: «Это мое» и хочет держать ее у себя. Та¬ким образом он развивает интерес, интерес к соб¬ственному благополучию, к своему благосостоянию, к своему развитию в жизни, к достижению своей цели в жизни. Все это естественно и нормально. Ин¬терес к другим людям, к их делам, к тем, кого че¬ловек любит и кто ему нравится, — именно это раз¬вивает характер.
А потом есть интерес к вещам в мире. Таким ин¬тересом человек помогает миру, он вносит свою долю служения миру. Если бы у человека не было интере¬са, он не служил бы делу нации или делу мира.
Так что эволюция происходит шаг за шагом, не спеша, и безразличие достигается развитием интере¬са и развитием разборчивости в отношении своего интереса, продвижением вперед в своем интересе, вместо того чтобы двигаться назад. И вы естествен¬ным образом обнаружите, как родник пробьется из сердца, когда на своем пути интереса сердце достиг¬нет зенита. Тогда забьет фонтан безразличия, дела¬ясь постепенно все сильнее, а когда наступит это естественное пробуждение безразличия, тогда следуй¬те за ним, так что, в конце концов вы узнаете, что значит интерес и что значит безразличие